Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях зачастую по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из этих наименований не является научно-обоснованным и точным наименованием, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое наименование более 7 лет тому назад, основная масса судей, следователей, юристов, адвокатов все также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не определяя вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно часто всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, где необходимы познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, дорожной разметки).

В таких случаях возникает ситуация, когда материалы возвращаются в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки расследования не выдерживаются в следствии элементарной грамотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспортных средств и прочих объектов на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и иных участников по полотну автодороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей, неверная разметка дорожного покрытия и иные негативные особенности дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту необходимо предоставить имеющиеся материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в случаях, где одним из важных обстоятельством происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.